Иерусалим

Биография

Введение. Тысячелетняя история Иерусалима до сих пор влияет на нашу жизнь.

Говорят, что один человек может изменить ход всей истории. И если это утверждение применимо к городам, безусловно, Иерусалим — один из них. Святой город для трёх авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама, он до сих пор остаётся одним из эпицентров вооружённых конфликтов.

Как Иерусалим приобрёл статус святого города для трёх религий и для всего человечества в целом? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в путешествие примерно на пять тысячелетий назад и откроем для себя богатейшую историю города.

«Иерусалим — это история мира; и даже больше: это история неба и земли». Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, писатель

В следующих инсайтах Вы узнаете:

  • почему Храм Соломона был так важен для евреев и иудаизма;
  • почему Иерусалим является святым городом для христиан и мусульман;
  • какое влияние оказывали другие государства на Священный город.

Инсайт 1. Иерусалим существует с пятого тысячелетия до нашей эры. Израильтяне пришли туда четыре тысячи лет спустя.

О ранней истории Иерусалима мы узнаём из Библии, в которой город упомянут многократно. Но информация зачастую противоречива, поэтому нуждается в подтверждении, опровержении или дополнении. На помощь приходят данные археологии и других письменных источников той эпохи.

В ходе раскопок было установлено, что первыми жителями этого региона стали хананеи. Они поселились на территории будущего города в пятом тысячелетии до нашей эры. Сам город Иерусалим впервые упоминается в древнеегипетских текстах под названием Урсалим. Город назван по имени ханаанского божества утренней зари.

Первый из известных нам документов, составленных жителями Иерусалима, относится к 1350 году до нашей эры, когда Ханаан находился под властью Египта. В своём послании правитель Иерусалима обращается к фараону с просьбой прислать лучников для защиты города от кочевников.

Примерно через сто лет в этом регионе появились евреи, или израильтяне. В отличие от всех народов древнего мира, они поклонялись единому Богу. Долгое время евреи провели в египетском плену. Моисею удалось вывести израильтян из Египта, а его преемник Иисус Навин привёл их в Иерусалим.

Начался долгий период войны евреев с местным населением. К этому времени территория Палестины находилась под властью филистимлян. В битве при Авен-Езере филистимляне разгромили израильтян и выкрали их главную святыню — Ковчег Завета, в котором хранились Десять Божественных заповедей.

Спустя несколько десятилетий еврейский юноша по имени Давид смог хитростью победить лучшего воина филистимлян — могучего Голиафа. Давид стал царём, объединил разрозненные израильские племена, изгнал филистимлян и вернул евреям Ковчег.

Недалеко от Иерусалима, в поселении под названием Град Давида, был построен царский дворец. Сам Иерусалим на тот момент оставался довольно небольшим городом, особенно в сравнении с соседним Вавилоном.

Давид мечтал построить в Иерусалиме храм, но смерть помешала ему.

Инсайт 2. Два Храма в Иерусалиме сыграли важную роль в развитии иудаизма.

Примерно в 900 году до нашей эры сын царя Давида Соломон воздвиг Первый Храм на холме, который назвали Храмовой горой. В Храме была потайная комната, Святая Святых, предназначенная исключительно для Бога и Ковчега Завета.

Как только в Святую Святых внесли Ковчег, всё пространство заполнилось Божественным присутствием. Согласно библейскому писанию, Бог говорил с Соломоном: «Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду». Поэтому Иерусалим и особенно Храмовая гора особо почитаются евреями как главные места общения Бога с человеком.

Храм также служил сокровищницей, где хранилось всё золото города. Поэтому он притягивал алчные взоры соседних правителей. В 587 году до нашей эры на Иерусалим напал Вавилонский царь Навуходоносор. Он уничтожил Ковчег, сравнял Храм с землёй и сжёг город. Все евреи были уведены в плен.

Но именно в результате этих трагических событий Иерусалим превратился для верующих в священный город, а иудаизм получил толчок в своём развитии. Оторванные от родной земли и Храма евреи осознали, что Бог прогневался на них и наказал за пренебрежение заповедями. Чувство вины и стыда заставило их пересмотреть отношение к религии и начать неукоснительное соблюдение всех требований иудаизма. Именно в это время были написаны основные книги Ветхого Завета.

Через пятьдесят лет новый царь Вавилона Кир Великий предложил евреям вернуться на родину. Евреи приветствовали его как Мессию. В 515 году до нашей эры в Иерусалиме был построен Второй Храм и израильтяне отметили первую Пасху после пленения. Началась новая эра строгого иудаизма.

«Тот, кто не видел Иерусалима в его красе, никогда в жизни не видел желанного города». Вавилонский Талмуд

Инсайт 3. Иисус родился в смутное время. Активная проповедническая деятельность привела его к казни. Он был распят. Вопрос же о его воскрешении является спорным.

Израильтяне вернулись в Иерусалим, но их независимость длилась недолго. В 66 году до нашей эры римляне захватили Иудею. Долгое время правителю Ироду Великому удавалось удерживать хорошие отношения с Римом, но после его кончины наступил хаос.

Иудеи восприняли смерть Ирода как указание на грядущий апокалипсис. На улицах появились многочисленные авантюристы, выдававшие себя за пророков и царей.

В это смутное время родился Иисус из Назарета. Сначала он проповедовал в Галилее, вдали от Иерусалима. Иисус называл себя Мессией и Сыном Божьим, говорил о грядущем конце света и призывал покаяться, чтоб попасть на небеса. Он исцелял больных и увечных; по словам его учеников, даже воскрешал мёртвых. В 33 году Иисус въехал в Иерусалим на осле накануне праздника Пасхи под приветственные крики горожан. Он говорил о грядущем разрушении Второго Храма и Апокалипсисе.

Иудейские первосвященники были обеспокоены появлением Иисуса. Они подкупили одного из его учеников, Иуду, чтобы тот указал римским стражникам, где его найти. Иисуса схватили, судили и распяли. Евангельские тексты обвиняют в смерти Иисуса иудеев — первосвященников и народ. Автор же полагает, что ответственность полностью лежит на римлянах. Главным аргументом он считает сам способ казни, выбранный для Иисуса. Избиениям с последующим распятием римляне традиционно подвергали тех, кто находился в оппозиции к Риму.

Иисус говорил, что воскреснет через три дня, и римские власти боялись, что его ученики выкрадут тело и распространят слухи о чуде. Поэтому возле гробницы была выставлена охрана. Сегодня многие археологи считают, что ученики смогли подкупить стражников и вынесли тело. То есть произошло именно то, чего так опасались римляне.

Конечно, это только версии, которые невозможно доказать или опровергнуть. Последователи Иисуса во главе с его братом Иаковом организовали секту. Они молились, соблюдали обряды, разделяли совместные трапезы. Они считали себя иудеями и посещали иудейские храмы.

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» Евангелие от Матфея, 23:37

Инсайт 4. Римляне подавили еврейское восстание и уничтожили Второй Храм.

С каждым годом число последователей Христа в рамках иудаизма росло. Но появление христианства и окончательное отделение его от иудаизма произошло позже, благодаря апостолу Павлу. Бывший гонитель Христа утверждал, что воскресший Христос явился ему и повелел обратить в истинную веру всех язычников.

Павел начал активную мессианскую деятельность в разных регионах Римской империи. В конечном итоге он был схвачен и доставлен к императору Нерону, где по приговору суда был обезглавлен.

В Иерусалиме назревало серьёзное недовольство римским правлением. Жители выступали против жадности римских чиновников, а первосвященники отказывались приносить жертвы провозглашённому богом Нерону.

Из Рима было отправлено войско для подавления восстания. Долгих четыре месяца Иерусалим находился в осаде. В городе начался страшный голод. Известно о нескольких случаях людоедства. На улицах царил смрад. Римляне ежедневно казнили сотни евреев. В ходе войны по разным подсчётам погибло от 600 тысяч до 1 миллиона жителей.

Когда римляне ворвались в город, Храм снова был разрушен. Но так же, как и после падения Первого Храма, это только укрепило евреев в их вере. Раввин Иоханан бен Заккай, глядя на развалины Храма, призвал евреев не огорчаться. Он развил свои идеи в новое учение о вере, не опирающейся больше на культ жертвоприношений в Храме. Оно легло в основу современного иудаизма.

Шесть веков спустя пророк Мухаммед скажет, что разрушение Храма было знаком перехода милости Бога от евреев к мусульманам.

Инсайт 5. Римляне сделали христианство государственной религией, и это сплотило империю.

После падения Второго Храма на месте разрушенного Иерусалима возникла римская колония Элия Капитолина. Евреев изгнали из города. Остатки щебня Храма пошли на строительство Дамасских ворот в городской стене Священного города, а на месте распятия Иисуса воздвигли статую Афродиты.

К концу второго века христианство стало набирать силу. Римские власти были всерьёз обеспокоены ростом популярности новой религии, иудеи их уже мало волновали. Евреев наконец пустили в город и разрешили проводить обряды на Масличной горе.

В 306 году полководец Константин, убеждённый язычник, увидел во сне сияющий христианский крест. На следующий день состоялась главная битва в жизни Константина — за императорский престол. Он одержал победу. И принял христианство. Иерусалим был объявлен святым городом. Константин разрушил все языческие храмы и создал современную церковную иерархию.

Мать императора, Елена, убеждённая христианка, посвятила себя поискам места распятия Христа и деревянного креста, на котором он был казнён. Она нашла Крест и табличку с надписью «Иисус Назарянин, царь Иудейский». Святыни принесли в дом умирающей женщины, и она чудесным образом оправилась от болезни. Ни у кого не осталось сомнений, что Елена нашла истинную святыню.

По её приказу на месте, где находилась гробница Иисуса, был воздвигнут Храм Гроба Господня. Храм стал главной церковью всех христиан.

Христианство быстро распространялось по империи. Все, кто отказывался от обращения в новую веру, подвергались преследованиям. Иудеев сжигали, а еврейским священникам, которые молились на Масличной горе, разрешили въезжать в город только раз в год.

Антиеврейская политика продолжалась и в последующие десятилетия. Только в 438 году императрица Евдокия разрешила евреям приходить на Храмовую гору в праздничные дни. Она приказала восстановить оборонительные стены Иерусалима, в том числе те, которые можно увидеть сегодня вокруг горы Сион и Града Давида.

В шестом веке император Юстиниан задумал создать мировую христианскую империю. Начались массовые преследования евреев и язычников. Иудаизм был запрещён, а иудеев насильно обращали в христианство.

Инсайт 6. Пророк Мухаммед привёл своих последователей в священный город Иерусалим.

Христианская Римская империя была огромным и амбициозным государством. Но бесконечное расширение территорий привело к неспособности контролировать границы и противостоять ударам извне. Иерусалим пострадал одним из первых.

В 614 году персы в союзе с евреями завоевали город. После битвы персидский шах Хосров II предоставил евреям контроль над Иерусалимом.

Однако уже через несколько лет Иерусалим был захвачен византийским императором Ираклием и у власти вновь оказались христиане. Ираклий вернул в Иерусалим Животворящий Крест и продолжил гонения на евреев.

В это же время в далёкой Мекке праведнику Мухаммеду явился архангел Джабраил, который объявил, что Бог избрал Мухаммеда посланником и пророком. Позже Джабраил снова явился Мухаммеду и взял его в путешествие по небу на крылатой лошади в «мечеть отдалённейшую». В Коране прямо не говорится, что речь шла о Иерусалиме, но мусульмане уверены, что Мухаммед в ту ночь побывал на Храмовой горе.

Слова архангела Джабраила вызвали смятение в душе Мухаммеда. Но он смог преодолеть своё нежелание принять новую роль пророка и начал проповедовать. Через несколько лет он с группой последователей основал первую мусульманскую мечеть в городе Медине.

Сначала мусульмане довольно мирно сосуществовали с евреями в Медине и даже переняли многие иудейские традиции: запрет свинины, молитвы на закате в пятницу, обрезание. Но так как евреи отказывались признавать Мухаммеда пророком, отношения вскоре обострились.

Для борьбы с теми, кто не желал подчиняться растущей империи Мухаммеда, был объявлен джихад — борьба за веру. Война охватила весь арабский мир. Женщин и детей забирали в рабство, людей принуждали обращаться в ислам под страхом смерти.

В 623 году Мухаммед умер. Ему не удалось завоевать Иерусалим. Но мусульмане понимали, как важен для них святой город. Халиф Омар, второй правитель исламского государства, захватив земли Сирии и Палестины, осадил Иерусалим. В обмен на капитуляцию он гарантировал жителям свободу. Иерусалим был сдан.

«Один день в Иерусалиме — что тысяча дней, один месяц — что тысяча месяцев, а один год — что тысяча лет. Умереть там — всё равно, что принять смерть в первой сфере Небесной». Ка’аб аль-Ахбар, йеменский богослов, VI в.

Инсайт 7. Первый крестовый поход нарушил Мирное сосуществование мусульман, иудеев и христиан в Иерусалиме.

Первая правящая мусульманская династия принесла долгожданный мир в Иерусалим: евреям снова разрешили молиться на Храмовой горе. Халиф Абд аль-Малик построил святилище Купол Скалы на том самом месте, где когда-то стояли два Храма.

Законченный в 692 году прекрасный золотой купол навсегда изменил внешний облик Иерусалима. Сын Абд аль-Малика Валид завершил начатое отцом строительство мечети аль-Акса — священного храма ислама. Город стал приобретать мусульманские черты.

В эти годы появились основные суры (главы) Корана — священной книги мусульман.
Суры регламентировали все стороны жизни мусульман, подробно разъясняли религиозные ритуалы, а новым правителем Иерусалима провозглашали халифа. Особое внимание в писании уделялось жизнеописанию пророка Мухаммеда.

Мирное течение жизни было прервано приходом крестоносцев.

Первый крестовый поход был организован в 1095 году Папой Урбаном II. Главной целью провозглашалось освобождение Храма Гроба Господня от рук мусульман. Урбан II хотел, чтобы слуги Божьи очистили землю от неверных. Взамен крестоносцам было обещано прощение грехов.

Тысячи авантюристов, пьяниц, картёжников и разбойников подняли свои мечи в ответ на призыв Бога. В Святом городе от их рук погибли сотни евреев.

Крестоносцы были не самыми лучшими воинами, но они, в отличие от мусульман, были сплочёнными. Военные споры и личные амбиции арабских и турецких полководцев разделяли мусульманское войско, что давало крестоносцам значительные преимущества.

После длительной осады крестоносцы захватили Иерусалим, открыли ворота и начали беспощадно уничтожать горожан. Крестоносцы оставили после себя горы трупов и реки крови в Священном городе.

«Предпримите путь ко Гробу Святому, исторгните ту землю у нечестивого народа и подчините себе». Папа Урбан II. Проповедь на Клермонском соборе

Инсайт 8. Захват мусульманами Иерусалима привёл к крестовым походам и многовековой борьбе за Святую землю

В ходе Первого крестового похода мусульмане потеряли контроль над Иерусалимом. Но в 1187 году султан Саладин смог отвоевать город у христиан. Будучи талантливым полководцем, он объединил под своей властью огромные территории, включая современный Египет, Сирию, Йемен и большую часть Ирака.

Саладин нанёс крестоносцам решающее поражение в битве в Галилейской пустыне, захватил Иерусалимского короля Ги, отослал его в Дамаск, а всех крестоносцев продал в рабство.

Саладин осадил Иерусалим, но не хотел брать его силой. Власти города пошли на переговоры. По условиям Саладина город капитулировал, жители получили свободу за огромный выкуп. Те, кто не смог заплатить за себя, были обращены в рабство. В общей сложности Саладин получил 220 тысяч динаров. Большинство жителей оказались на свободе.

Саладин вступил в город. Его советники настаивали, чтобы он уничтожил Храм Гроба Господня, но Саладин остался терпим к христианским святыням. По крайней мере, в Иерусалиме.

Завоевания Саладина сделали неизбежными новые столкновения мусульман и христиан. В Европе назревал очередной крестовый поход.

За вторым неудачным последовал Третий крестовый поход, который возглавили король Англии Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II. Ричарду удалось практически в одиночку захватить город Яффо.

В 1193 году был подписан договор, который предоставил христианам доступ к Храму Гроба Господня.

В результате Шестого крестового похода под руководством императора Священной Римской империи Фридриха II в 1229 году султан Камиль уступил христианам Иерусалим, Вифлеем и ряд других городов с доступом к морю, при этом Храмовая гора оставалась под контролем мусульман.

Евреи по этому договору не получали ничего. Город был поделён между мусульманами и христианами. Это противоречие порождало будущие конфликты. Мусульмане мечтали вернуть город, а христианская церковь желала, чтобы Фридрих взял под контроль Храмовую гору.

«Аллах, да пребудет Он в милости, сказал об Иерусалиме: ты — сад мой Эдемский, ты — моя святая и избранная земля». Ка’аб аль-Ахбар, йеменский богослов, VI в.

Инсайт 9. Армия мамлюков захватила Иерусалим. Началось возрождение Иерусалима.

11 июля 1244 года 10 тысяч всадников вторглись в Иерусалим. Они разграбили Храм Гроба Господня, обезглавили священников, разгромили город. Это были новые властители Святой земли — мамлюки.

Слово «мамлюк» восходит к тюркскому «воин-раб». Это были жестокие профессиональные воины Египта. Они рекрутировались из пленных мальчиков, которых с детства обучали военному делу. Их предводитель, светловолосый гигант Бейбарс, по прозвищу Пантера, сам когда-то был продан в рабство в Сирию, а затем в Египет. Там он принял ислам. Когда он стал настоящим воином-мамлюком, хозяин отпустил его на свободу.

В 1260 году армия мамлюков во главе с Бейбарсом нанесла сокрушительное поражение монгольским завоевателям, вторгшимся в Египет.

В награду за победу Бейбарс ожидал получить должность губернатора Алеппо, но султан Кутуз отказал ему. Не раздумывая долго, Бейбарс убил его и провозгласил себя новым султаном.

Получив власть, Бейбарс отправился в Иерусалим. Там он создал новую кастовую систему, которая продержалась в течение следующих 300 лет. Он требовал, чтобы евреи носили жёлтые тюрбаны, а христиане — синие. Бейбарс запретил всем, кроме мамлюков, носить доспехи и меха, а также ездить верхом.

Бейбарс уничтожил все города, находившиеся в руках крестоносцев. Он с жестокостью расправлялся с мирными жителями, а переговоры с врагами всегда проводил в комнате, где для устрашения были выставлены головы убитых христиан.

Однако его правление длилось недолго. В 1277 году он по ошибке выпил отравленный кумыс, который сам приготовил для своего врага.

За время правления Бейбарса Иерусалим пришёл в запустение. В городе оставалось всего две тысячи жителей. Восстановление Иерусалима началось лишь в начале четырнадцатого века. Султан Насир Мухаммад очень любил роскошь. Именно он вернул Иерусалиму былую славу.

Он восстановил Храмовую гору, покрыл новой кровлей Купол Скалы и мечеть аль-Акса, украсил городские ворота. Все постройки султана сохранились до наших дней. Престиж Иерусалима и его статус Святого города были восстановлены.

«В Иерусалиме все места священны». Ибн Таймийя, арабский богослов XIII в.

Инсайт 10. После мамлюков Иерусалим был захвачен османами. Город продолжал расти.

Султан покровительствовал евреям. Им разрешили восстановить синагоги, еврейский квартал Иерусалима значительно разросся, общее число иудеев увеличилось до тысячи человек. Значительные доходы в казну города приносили паломники со всего света.

Но мирная жизнь в Иерусалиме никогда не длилась долго. Уже в 1516 году в город снова вторглись завоеватели. На сей раз это были турки-османы.

Османский султан Селим Грозный создал огромную империю, которая включала в себя весь Ближний Восток. После смерти Селима на престол вступил его 25-летний сын Сулейман. Жена, славянка Роксолана, звала его «Соломоном своего времени».

Сулейман утверждал, что в одном из видений его посетил пророк Мухаммед и просил восстановить Святой город. Сулейман в течение всех пятидесяти лет своего правления украшал и отстраивал Иерусалим. Фактически весь Старый город, который сохранился до наших дней, был создан во времена правления Сулеймана.

Благодаря заботе о городе население увеличилось до 16 тысяч человек, в том числе за счёт евреев и христиан-протестантов. Сулейман покровительствовал евреям-сефардам, которые бежали из Испании от преследований инквизиции, и предоставил им возможность жить во всех городах Османской империи. В том числе и в Иерусалиме.

Сулейман тщательно следил, чтобы на Храмовой горе молиться могли только мусульмане. Для евреев была выделена небольшая улица вдоль стены, за которой когда-то находился иудейский храм, построенный королём Иродом. Только там султан разрешал иудеям молиться.

Евреи назвали это место «ха-Котель» — Стена. Сегодня она известна во всём мире как Стена Плача. Она стала символом города и средоточием его святости.

Примерно в то же время в Германии начал свою проповедь монах и богослов Мартин Лютер, который выступил против католической церкви. Так зародилось протестантское движение, и началась Реформация. Протестанты отвергали учение католической церкви и считали Библию высшим авторитетом. В глазах верующих Иерусалим приобретал статус Святого города.

«1000 лет Иерусалим был иудейским, около 400 лет — христианским и 1300 лет — мусульманским. Ни одной из этих религий не удавалось завладеть Иерусалимом без меча, баллисты или гаубицы». Саймон Себаг-Монтефиоре

Инсайт 11. В начале двадцатого века зародились идеи о еврейской и арабской независимости.

Османы несколько веков удерживали Иерусалим под своей властью. Но в девятнадцатом столетии всё изменилось.

В 1861 году в России был убит император Александр II, и в его смерти обвинили евреев. После начавшихся погромов два миллиона евреев покинули Россию в период между 1888 и 1914 годами. Тысячи из них отправились в Иерусалим.

В Европе также росли антиеврейские настроения. В ответ стало набирать силу сионистское движение. Первый сионистский конгресс 1897 года выступил за создание независимого еврейского государства в Палестине, с центром в Иерусалиме, на исторической родине евреев.

Ранее эту идею поддерживали император Наполеон и президент США Джон Адамс. А соратник Карла Маркса Мозес Гесс ещё в 1862 году предсказал рост антисемитизма и в качестве решения проблемы предложил создать в Палестине еврейское социалистическое общество.

Но существовала одна большая проблема — Палестина входила в состав Османской империи и была населена не только израильтянами. Основной конфликт разгорался между евреями и арабскими националистами. В 1914 году началась Первая мировая война. Османы настаивали, чтобы арабы сражались на их стороне. В ответ арабы просили создать независимое арабское государство в Палестине.

В свою очередь англичане обещали арабам независимость в обмен на помощь в борьбе с Османской империей и Германией. Арабы сделали ставку на союз с Англией, и в 1916 году началось восстание против османов.

С этого времени сионистское движение стало главным политическим орудием в войне. Россия мечтала избавиться от евреев, поэтому всячески выступала за создание независимого еврейского государства. Угроза остаться без помощи России в войне вынудила Великобританию и Францию выступить в поддержку сионизма.

В Германии также росли просионистские настроения. В эти годы появилась одна из самых опасных антисемитских мистификаций — книга под названием «Протоколы сионских мудрецов». Это книга о мировом еврейском заговоре. В ней утверждалось, что небольшая группа богатых евреев вершит всю мировую политику. Именно они ответственны за все мировые конфликты, в том числе за Первую мировую войну. Германия хотела, чтобы эта влиятельная сила выступила на её стороне.

В конечном итоге в 1917 году правительство Великобритании выпустило Декларацию Бальфура, которая призывала к созданию еврейского государства в Палестине в обмен на помощь евреев в войне с Германией.

Инсайт 12. После Первой мировой войны ряд международных договоров усилил напряжённость в Иерусалиме.

Франция и Россия, союзники Великобритании в Первой мировой войне, согласились поддержать Декларацию Бальфура и сионизм. Подписание отложили буквально на пару дней. Но именно в это время в России, ради союза с которой Британия и составила Декларацию, произошла большевистская революция, и страна вышла из войны.

Ещё больше усложнило ситуацию подписание договора Сайкса — Пико между Великобританией и Францией. По условиям соглашения Франция получала контроль над Сирией и Ливаном, Англия получала Ирак и часть Палестины, а Иерусалим делился на зоны влияния между Францией, Великобританией и Россией.

Этот запутанный вопрос решался на Парижской мирной конференции 1919 года. Президенту США Вудро Вильсону не удалось пресечь колониальные притязания Англии и Франции. После долгих переговоров Палестина попала под британское влияние, а Сирия — под французское.

В знак компромисса между арабами и евреями арабский эмир Фейсал был провозглашён королём Сирии, в которую тогда входили Ливан и Палестина. Но этот шаг лишь усилил напряжённость в регионе.

Арабы восприняли это назначение как призыв к протесту против Декларации Бальфура, которая стала одним из условий нового мира. В Иерусалиме прокатилась волна возмущений под лозунгами: «Палестина — наша земля, евреи — наши псы!» Повсюду слышалось: «Смерть евреям!»

Для борьбы с беспорядками губернатором Иерусалима был назначен британский офицер сэр Рональд Сторрз. У Сторрза было всего 188 полицейских. Им пришлось столкнуться с агрессивными арабами, которые громили еврейский квартал, насиловали женщин. Ситуация выходила из-под контроля властей. На улицах началась стрельба. Город превратился в зону военных действий. Лишь ценой огромных усилий восстание удалось подавить.

В период с 1921 по 1929 годы в Палестину приехали ещё 88 тысяч евреев. Было ясно, что воплотить в жизнь Декларацию Бальфура мирным путём вряд ли получится. Ситуация в регионе оставалась очень сложной и приводила к росту экстремизма с обеих сторон.

Инсайт 13. Десятилетия после Первой мировой войны были временем эскалации экстремизма и насилия.

В 1921 году произошли некоторые политические изменения, которые должны были в быстрые сроки снять напряжённость в Иерусалиме. Министр по делам колоний Великобритании Уинстон Черчилль объявил эмира Фейсала королём вновь созданного государства Ирак. Арабское королевство Сирия перестало существовать.

Черчилль пытался убедить жителей Иерусалима в том, что эти территории с древности принадлежали евреям и у них были все права на Палестину. Он создал двухуровневую систему руководства городом с участием мэра и мусульманского муфтия. Первым мэром стал Раджиб Нашашиби, а муфтием — Хадж Амин Хусейни.

К сожалению, Хусейни страдал манией величия, к тому же он был антисемит и разделял взгляды Адольфа Гитлера. Поэтому при нём положение в Иерусалиме только ухудшалось.

В 1929 году во время игры еврейский мальчик закинул мяч в арабский сад. При попытке достать его мальчик был убит. Молодые евреи ответили атакой на арабский квартал. В ответ муфтий призвал мусульман отомстить. Начались беспорядки, которые вошли в историю под названием «Восстание аль-Бурак». Погиб 131 человек. Восстание продемонстрировало, что ситуация в Иерусалиме была очень напряжённой.

Экстремизм нарастал с обеих сторон. В это сложное время лидером сионизма стал будущий премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион. Он заменил более спокойного Хаима Вейцмана в 1933 году, когда муфтий призвал Иерусалим признать «фашистское антидемократическое правительство».

В 1930-е годы британские и сионистские лидеры попытались договориться о решении конфликта путём разделения Палестины на две зоны — арабскую и еврейскую. Муфтий отверг эту идею, что вызвало новую волну насилия.

Хусейни использовал мятежи для решения собственных вопросов: он уничтожал соперников, среди которых были члены его семьи, и вообще всех, кого он подозревал в сотрудничестве с властями. Среди врагов Хусейни значился и мэр Нашашиби.

В итоге среди арабов возникли две противоборствующие группировки. Те, кто выступал за Хусейни, в знак солидарности носили клетчатые шарфы — куфии, а те, кто поддерживали Нашашиби, носили тарбуши, или фески, как символ готовности к переговорам.

«Никакие другие два города не значат для человечества больше, чем Афины и Иерусалим». Уинстон Черчилль, английский премьер-министр

Инсайт 14. Эскалация насилия привела к войне за Иерусалим в 1948 году.

В 1940-е годы отношения между арабами и евреями обострились до такой степени, что вопрос о компромиссе даже не поднимался. В эти годы англичане теряют свой статус третьей силы, которая гарантировала порядок в Палестине, и сами становятся мишенью для террора.

В те годы самый роскошный отель Иерусалима «Царь Давид» служил резиденцией британской военной разведки. 22 июня 1946 года он был взорван израильскими экстремистами. Погиб 91 человек, было уничтожено всё крыло, в котором размещались британские разведывательные службы.

В 1947 году Организация Объединенных Наций вновь подняла вопрос о создании двух государств в Палестине. Иерусалим получал международный статус и передавался под контроль ООН. Однако Верховный арабский комитет отклонил это предложение, и новая волна насилия захлестнула город. За шесть недель погибли 1060 арабов, 769 евреев и 123 британца.

9 апреля 1948 года израильские экстремисты, несмотря на приказ не причинять вреда женщинам и детям, начали одну из своих самых жестоких атак. Они захватили арабскую деревню к западу от Иерусалима, забросали гранатами жилые дома, уничтожив, по разным подсчётам, от 100 до 254 человек.

Через неделю арабские мятежники расстреляли 77 врачей и медсестёр в еврейской больнице Хадасса, а потом продавали открытки с изображением изуродованных жертв на рынках Иерусалима.

Когда 14 мая 1948 года британцы наконец ушли, Западный Иерусалим находился под контролем евреев, а Старый город и Восточная часть были в руках арабов. Уже через четыре дня, 18 мая, началось сражение за Иерусалим.

К этому времени лидер СССР Сталин и президент США Трумэн признали независимость Израиля. Но статус государства оставался неопределённым. Мало кто верил, что малочисленные израильские солдаты смогут долго продержаться. Сражение длилось несколько месяцев. Старинные дома и узкие улочки Старого города были разрушены.

Израильтяне проиграли первый раунд войны и были оттеснены к Западной стене. В ноябре 1948 года военные действия были перенесены за пределы города. Израильтянам удалось захватить пустыню Негев. Это событие положило конец военному конфликту. Начались мирные переговоры израильтян и представителей пяти арабских государств региона.

Инсайт 15. Президент Египта спровоцировал военный конфликт, который принёс победу Израилю.

11 декабря 1949 года Иерусалим официально стал столицей Израиля. И впервые после Крестовых походов у него был король. Им стал король Иордании Абдалла. Правда, сам город оставался разделённым пополам между арабами и евреями.

В 1951 году Абдалла был застрелен в мечети аль-Акса палестинским террористом. Новым королём стал его внук Хусейн. Король Хусейн был готов сотрудничать с израильтянами. Кроме того, он прекрасно ладил со многими лидерами арабских государств, в том числе с Саддамом Хусейном. Но обстановка всё равно оставалась напряжённой.

Президент Египта Гамаль Абдель Насер и лидер Организации освобождения Палестины (ООП) Ясир Арафат в январе 1965 года совершили неудачную атаку на Израиль. Ситуация вновь обострилась.

Король Хусейн пытался сохранить мир в регионе. Но Насер поставил ультиматум: или Хусейн поддержит его борьбу с Израилем, или станет предателем в глазах арабского мира. Хусейн выбрал войну с евреями, и в 1967 году начались воздушные бомбардировки.

Сирия, которая также поддерживала Египет, начала мобилизацию военных сил. Мысль о предстоящем конфликте была очень тяжёлой для израильтян. Ицхак Рабин, начальник Генерального штаба израильских сил обороны, вспоминал, что не мог спать и есть несколько дней вплоть до 5 июня 1967 года, когда в сторону Израиля из Иордании было выпущено 6 тысяч снарядов. Началась Шестидневная война.

Израиль был готов к войне. Одним ударом были уничтожены все военно-воздушные силы Иордании. Через четыре часа израильские войска отбили Дом правительства в Иерусалиме, который иорданцы использовали в качестве военной базы.

На следующий день израильтяне смогли захватить весь Старый город и Масличную гору. После короткой перестрелки была освобождена Храмовая гора. Сражение за Иерусалим было закончено.

«Нам следует перевезти по камню все святые места в Скандинавию лет на сто и не возвращать их обратно до тех пор, пока народы в Иерусалиме не научатся жить единой семьей». Амос Оз, иерусалимский писатель

Инсайт 16. Положение в Иерусалиме до сих пор остаётся сложным.

Прорвавшись через Львиные ворота, израильские солдаты впервые за 20 лет получили доступ к Западной стене. Многие солдаты плакали, глядя на святое для евреев место, которое видели до этого только на фотографиях.

Министр обороны Моше Даян выступил с заявлением, в котором сказал: «Своим арабским соседям Израиль протягивает руку мира: мы гарантируем всем народам всех вероисповеданий полную свободу молитвы».

Евреи вернулись на Храмовую гору спустя две тысячи лет. Но Даян дал понять, что Иерусалим отныне принадлежит Израилю, но Храмовая гора остаётся под контролем вакфа — Исламского благотворительного фонда.

Однако с момента окончания Шестидневной войны Иерусалим находится в очень сложном положении. Некоторые христиане считают, что Иерусалим — это то место, где начнётся Армагеддон, а еврейская оккупация города — лишь шаг на пути к грядущему концу света. В 1969 году австралийский христианин даже поджёг мечеть аль-Акса, пытаясь приблизить Второе пришествие.

В 1982 году на Храмовой горе были расстреляны два араба. Поговаривали, что это была работа израильтян, которые мечтают о строительстве Третьего Храма. Но на самом деле мало кто из евреев имеет такое намерение.

В 1987 году вспыхнуло палестинское восстание — интифада, в результате которого появилась националистическая группировка ХАМАС. Своей целью ХАМАС ставит уничтожение Израиля. До прочного мира ещё далеко.

В 1993 году вновь начались мирные переговоры о статусе Иерусалима. Было предложено несколько десятков проектов раздела города, но ни один из них не был принят. Как долго удастся поддерживать статус-кво в Иерусалиме? Сколько продержится хрупкий мир в этом регионе? Конфликт ещё далеко не исчерпан. Враждующим сторонам предстоит многое преодолеть и приложить совместные усилия для достижения мира и согласия.

«Обоим народам предстоит признать и трагические, и героические страницы истории другого народа. Это очень непросто, поскольку оба они помнят в совместной истории только несправедливости и жуткие злодейства, — но все же возможно». Саймон Себаг-Монтефиоре

Итог. Основная идея книги.

Биография Иерусалима представляет собой захватывающий рассказ о важной роли религии в истории человечества. И хотя вся жизнь Иерусалима — цепь бесконечных конфликтов и завоеваний, всегда есть надежда, что люди разных вероисповеданий научатся жить в мире.

Саймон Себаг-Монтефиоре

писатель, историк, журналист

Биография

Автор публикации Roman Sergeev

Опубликовал всего 127 саммари

Комментировать:

Также вам может быть интересно

Иерусалим

Биография

Неизбежно

Биография

Подборки лучших саммари

Биографии великих людей

Как стать эффективным

Великие компании

Как научиться зарабатывать

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Войти на сайт