Леонардо да Винчи

Биография

Введение. Узнайте тайны жизни гениального художника, изобретателя и учёного.

Леонардо да Винчи — яркий пример «универсального человека» эпохи Возрождения, который стремился реализовать себя в самых разных сферах жизни. Круг его интересов был необычайно широк: инженерное дело, механика, естествознание, анатомия, скульптура, живопись, музыка, театр. В основе его творческой деятельности лежало неиссякаемое природное любопытство.

Наследие Леонардо огромно, его тайны до сих пор будоражат умы исследователей, а творчество вдохновляет. Среди его почитателей — выдающийся художник Рафаэль, романист Дэн Браун, сюрреалист Сальвадор Дали, рок-музыканты группы Deerhunter.

История Леонардо — это история гениального человека, который был вынужден работать по заказам, чтобы хватило на жизнь, и не опубликовавшего почти ни одной своей величайшей работы. Но это и история вдохновения, которая учит нас, что настоящий талант всегда победит, преодолеет любые трудности и будет оценён по достоинству.

В следующих инсайтах Вы узнаете:

  • каким был немецкий сленг в пятнадцатом веке;
  • что записывал в свой блокнот Леонардо;
  • что можно узнать, вливая воск в сердце быка.

Инсайт 1. Леонардо был незаконнорождённым ребёнком, и это дало ему ряд преимуществ.

Леонардо родился 15 апреля 1452 года в небольшой деревушке Анкиано, недалеко от городка Винчи, близ Флоренции. Собственно, «да Винчи» — вовсе не фамилия, а лишь прозвище, которое означало «(родом) из городка Винчи».

Леонардо родился вне брака. Его родители — Пьеро да Винчи и 16-летняя Катерина Липпи — не были женаты. Положение незаконнорождённых детей часто незавидно. Но Леонардо оно предоставило большие возможности.

Пьеро служил нотариусом. Его клиентами были богатые купцы и знатные горожане. Это была престижная должность, и Пьеро имел право на почётную приставку «сер» (господин) к своему имени.

В средневековой Италии семейный бизнес был обычным делом. Отец, дед и прадед Леонардо состояли в гильдии нотариусов. Сын Пьеро тоже должен был стать юристом. Но так как в гильдию не принимали рождённых вне брака, Леонардо смог заняться тем, что ему действительно нравилось.

У мальчика рано проявился талант художника. Отец не препятствовал занятиям сына. Он даже не стал отправлять его на обучение в престижную латинскую школу. Леонардо не стал книжным человеком. В познании окружающего мира ему помогало только неиссякаемое любопытство и личный опыт.

«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниёт или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет». Леонардо да Винчи

Инсайт 2. Леонардо был талантливым учеником и превзошёл своего учителя.

В 1464 году Пьеро с сыном переехали во Флоренцию — центр искусства, ремесла и торговли. Уровень грамотности флорентийцев был самым высоким в Европе. Здесь жили сотни ремесленников самых сложных специальностей и, конечно, художники.

В 14 лет Леонардо поступил учеником в мастерскую Андреа дель Верроккьо, хорошего знакомого и клиента Пьеро.

Верроккьо стал первым учителем Леонардо. Под его руководством юноша изучал геометрию, принципы перспективы и другие тонкости художественного мастерства.

В двадцать лет Леонардо присвоили квалификацию мастера. В совместных работах Верроккьо и Леонардо того времени заметно, что ученик превосходил в таланте своего учителя. На картине «Крещение Христа» рядом с Иисусом изображена пара ангелов. Одного из них написал Верроккьо. Его ангел изображён довольно статичным и плоским, а волосы напоминают плохо сидящий парик.

Ангел Леонардо совсем другой. Он полон движения и жизни. Художник использовал нежную штриховку тона кожи лица, чтобы смягчить острые линии и сделать переход от волос ко лбу естественным. Ведь именно так, расплывчато, человеческий глаз воспринимает линии. Эта новая техника растушёвки, изобретённая Леонардо, получила название сфумато — «исчезающий, как дым».

«Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину…» Леонардо да Винчи

Инсайт 3. Во Флоренции Леонардо совершенствует свой талант и создаёт новое направление в живописи.

В годы работы в мастерской Верроккьо Леонардо написал замечательный портрет Джиневры де Бенчи. Это была его первая картина, не связанная с религиозным сюжетом. Леонардо разрушил старые каноны портретного жанра и создал совершенно новый его вид.

До Леонардо художники предпочитали изображать своих моделей в профиль. Джиневра у Леонардо повёрнута к зрителю на три четверти. Леонардо не просто сосредоточился на внешнем сходстве, а передал внутренний мир своей модели. Умные глаза и задумчивая улыбка говорят о том, что перед нами незаурядная молодая женщина.

Портрет принёс Леонардо известность. Но вместе со славой появились завистники. Дважды на него совершали донос в полицию с обвинениями в содомии, в сексуальных извращениях. В числе подозреваемых фигурировал один из членов могущественного семейства Медичи. Вероятно, дело было сфабриковано с целью скомпрометировать именно Медичи.

Само обвинение тоже выглядело странным. Гомосексуализм во Флоренции был настолько обычным явлением, что даже слово флорентиец на сленге в немецком языке обозначало гомосексуалиста.

В 1477 году Леонардо открыл собственную мастерскую во Флоренции и начал работу над картиной «Поклонение волхвов», которая, как и множество других работ художника, осталась незавершённой.

Сюжет был довольно распространённым. Как правило, на картине изображали трёх царей, подносящих дары младенцу Иисусу.

Но Леонардо интересовали чувства и эмоции персонажей. Мария, Иисус и даже животные на картине полны благоговения. Художник передаёт внутренние переживания героев посредством мимики и жестов, точно так же, как в портрете Джиневры.

Картина не была закончена, небо и фон остались нетронутыми. Леонардо неожиданно бросил работу и покинул Флоренцию.

«Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства». Леонардо да Винчи

Инсайт 4. В Милане Леонардо проявил талант инженера и учёного, устраивая развлечения для знати.

Он прибыл в Милан из Флоренции в 1482 году. Эти два города были совершенно не похожи друг на друга.

Во Флоренции всем заправляли богатые банкиры. Милан находился под властью семьи Сфорца. Леонардо переехал в надежде найти покровителя в лице Лодовико Сфорца, будущего герцога Миланского.

Лодовико был впечатлён способностями Леонардо, который хорошо разбирался в военной технике, проектировал разборные мосты, мобильные пушки и бронированные колесницы, создавал чертежи подводных лодок, танков и пулемётов. Леонардо был зачислен в придворный штат в качестве инженера. Его художественные способности не заинтересовали Сфорца.

Леонардо разработал проект городской канализационной системы, которая функционировала по аналогии с человеческим организмом. Как кровь циркулирует по венам, так в каналах должна циркулировать чистая вода. Утилизировать отходы предполагалось с помощью подземной канализационной системы, работавшей подобно кишечнику человека. Идея была довольно революционной для своего времени, и Лодовико побоялся её реализовать.

По поручению Сфорца Леонардо занялся устройством придворных праздников. Ещё во Флоренции он работал в театре, создавая реквизит и декорации для постановок. В Милане при дворе Сфорца он организовывал представления и демонстрировал собственные изобретения.

Для каждого праздника он разрабатывал сложные инженерные конструкции и фантастические машины. Так, для представления «Маскарад планет» Леонардо создал огромный золотой купол в виде полусферы, в котором вращались семь планет.

Изобретения Леонардо принесли ему огромную славу. Он стал известен на всю Италию. Причём именно как организатор праздников, а не как художник!

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». Леонардо да Винчи

Инсайт 5. При дворе Леонардо знакомился с ведущими учёными современности, сотрудничал с ними и обменивался идеями.

Леонардо был обаятельным человеком. Современники отмечали его великодушие, доброту, тонкий ум и общительность.

При дворе Сфорца в Милане собиралась вся интеллектуальная элита Италии. Благодаря умению легко сходиться с людьми, Леонардо довольно быстро стал своим в этой компании. Дружба с выдающимися учёными, поэтами, художниками открывала для него новые возможности и перспективы.

Среди друзей Леонардо был математик Лука Пачоли. Леонардо хорошо знал геометрию, но имел пробелы в других областях математики. Пачоли помогал ему. В дневнике Леонардо сохранилась запись: «Выяснить у Маэстро Луки правила умножения корней».

Дружба привела к тесному сотрудничеству. В 1498 году Леонардо создал иллюстрации для книги по математике «О божественной пропорции», написанной Пачоли. Это были единственные рисунки, опубликованные при жизни художника.

Иллюстрации были новаторскими. Леонардо изобразил геометрические фигуры с затемнёнными и прозрачными гранями, чтобы помочь читателям лучше разобраться с их характеристиками.

Знакомство с архитекторами Донато Браманте и Франческо ди Джорджо определило интерес Леонардо к архитектуре. Друзья часто обсуждали Витрувия — римского военного инженера первого века до нашей эры. Витрувий считал, что любое здание подобно человеческому телу и проектировать его надо так, чтобы центр был равноудалён от входа и стен, как человеческий пупок равноудалён от головы и кончиков протянутых рук и ног.

Идеи Витрувия захватили Леонардо. Он стал одержим поисками идеальных пропорций человеческого тела. Так появился самый известный рисунок Леонардо — Витрувианский человек. На нём изображён обнажённый человек в двух позициях, наложенных одна на другую. Первая фигура с разведёнными в стороны руками и ногами вписана в окружность. Вторая — с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами — вписана в квадрат. В основе изображения лежало правило золотого сечения.

«Как тёплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется». Леонардо да Винчи

Инсайт 6. В портретах Леонардо демонстрировал новаторский подход к изображению внутреннего мира моделей.

В Милане Леонардо работал и в качестве придворного художника. По поручению герцога он создал два портрета.

Самый известный — «Дама с горностаем». Леонардо изобразил юную Чечилию Галлерани, любовницу Сфорцы. В то время она был беременна. Вероятно, портрет был заказан в знак благодарности возлюбленной.

И снова Леонардо нарушил традиции портретного жанра. Образ модели окутан тайной. Изображённая на картине женщина о чём-то размышляет. Её внутреннее смятение умело передано художником.

В картине очень много символов. Например, горностай мог означать целомудренность Чечилии. Или это был намёк на Лодовико Сфорца, которого неаполитанский король наградил Орденом Горностая.

Леонардо вновь использовал технику сфумато. Игра света и тени придаёт изображению необычайную глубину. Современный анализ красочного слоя показал, что Леонардо накладывал чрезвычайно тонкие (до 3-4 микрон!), почти прозрачные, мазки краски, чтобы передать тончайшие цветовые нюансы.

Портрет «Прекрасная Ферроньера» написан с новой возлюбленной Сфорца — Лукреции Кривелли. Картина заметно отличается от других работ Леонардо. Художник мастерски использует игру света и тени, чтобы добиться живости изображения. Но в портрете есть ряд огрехов: тело не совсем пропорционально, волосы изображены немного плоско, а на щеке странный блеск. Только лента на платье Лукреции не вызывает никаких нареканий.

Вероятно, отдельные части картины были написаны учениками Леонардо. Но при детальном рассмотрении можно обнаружить и руку самого художника.

«Главные вещи: человек и представление его души. Первое — легко, второе — трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов…» Леонардо да Винчи

Инсайт 7. «Тайная вечеря» — шедевр Леонардо. Ему удалось передать двенадцать характеров на одной картине.

Леонардо был очень наблюдательным человеком. Его первый биограф, Джорджо Вазари, отмечал, что художник мог целый день преследовать незнакомца, если его лицо казалось ему интересным. А потом вечером, по памяти, воспроизводил его в блокноте с абсолютной точностью.

Когда Леонардо работал над проектом памятника Лодовико Сфорца на коне, он в течение многих лет рисовал в блокноте одних лошадей, стараясь добиться совершенства. К сожалению, памятник не был завершён из-за вторжения французских войск в 1494 году.

В полной мере наблюдательность Леонардо воплотилась в его шедевре «Тайная вечеря». Герцог поручил ему нарисовать фреску в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Леонардо приступил к работе в 1495 году. Но, к большому неудовольствию Лодовико, дело продвигалось медленно. Во время работы Леонардо много размышлял, мог целыми днями стоять перед картиной с кистью в руках, так и не сделав ни одного мазка.

Леонардо запечатлел момент, когда Христос говорит, что будет предан одним из учеников. Двенадцать апостолов, двенадцать лиц, двенадцать характеров. Вглядываясь в них, можно почувствовать целый диапазон эмоций: злость, испуг, отрицание, смирение, страх. Апостолы интересуют Леонардо с человеческой точки зрения. Поэтому ни над одним из них нет традиционного нимба.

Леонардо использует позы и жесты героев, чтобы в полной мере раскрыть их внутреннюю сущность. Вот Пётр сжимает нож, намекающий на скорую смерть Христа, а это Иуда с мешком денег в руках как напоминание о 30 сребрениках, за которые он предал Иисуса.

Леонардо экспериментирует со светом и перспективой, чтобы усилить впечатление, производимое на зрителей. Так, стол слишком узкий, но это создаёт ощущение глубины и фокусирует внимание на фигуре Христа. Леонардо нарушает правила, которые так тщательно защищал раньше. Впервые он пренебрёг наукой ради искусства.

«Всё наше познание начинается с ощущений». Леонардо да Винчи

Инсайт 8. Под покровительством Чезаре Борджиа Леонардо раскрыл свой талант военного инженера.

В 1499 году французские войска Людовика XII захватили Милан и разрушили дворец герцога Сфорца. Леонардо, который долгие годы разрабатывал боевые машины, впервые столкнулся с ужасами войны.

Французы с уважением отнеслись к Леонардо. Однако он предпочёл вернуться во Флоренцию. Там Леонардо попал под покровительство Чезаре Борджиа, мечтавшего завоевать всю Италию. С одобрения Борджиа Леонардо совершил поездку по раздираемой войной Италии и предложил новые разработки конструкций мостов и крепостей. Так, он спроектировал крепостные стены округлой конфигурации, чтобы пушечные ядра наносили меньше урона.

Борджиа восторгался подробными картами местности, созданными Леонардо. Например, карта города Имолы, составленная в 1502 году, стала настоящим произведением искусства. Она была выполнена в цвете и представляла вид города с высоты птичьего полета. Художник идеально рассчитал масштаб, сопоставив расстояние между всеми домами в городе.

Благодаря такой точности и деталям, Борджиа проводил свои молниеносные атаки, прежде чем город успевал подготовиться к сражению.

Однако через восемь месяцев Леонардо покинул своего покровителя. Борджиа был обаятельным человеком, но прежде всего он был вор и злодей. Леонардо всю жизнь мечтал стать военным инженером, но ему, как свободолюбивому и честному человеку, жизнь под покровительством Борджиа казалась кошмаром.

«Красота и безобразие кажутся более могущественными рядом друг с другом». Леонардо да Винчи

Инсайт 9. Даже незавершённые работы Леонардо оказывают большое влияние на зрителей.

Во Флоренции Леонардо узнал о новом талантливом скульпторе — Микеланджело. Его статуя Давида стала главной достопримечательностью города.

Власти города заказали Леонардо и Микеланджело совместно оформить зал Большого Совета ратуши. Художники пошли на этот шаг с неохотой. Вся Флоренция наблюдала за их противостоянием.

Леонардо выбрал в качестве сюжета схватку двух всадников за знамя в битве при Ангиари. Фреска должна была занять примерно одну треть 50-метровой стены. Эта работа обещала превзойти «Тайную вечерю». Леонардо собирался описать весь ужас войны: кровь, грязь, озлобленных животных и перепуганных солдат.

Микеланджело должен был работать на противоположной стене. Для сюжета он выбрал победу флорентийцев над пизанцами при Кашино.

Художники не ладили между собой. Микеланджело был очень груб и невежлив с Леонардо. Кроме того, в атмосфере конкуренции работалось очень тяжело.

Леонардо так и не закончил свой труд. Работа над фреской требует иных навыков, чем работа на холсте. Леонардо не умел работать по сырой штукатурке. Краски никак не ложились ровным слоем. Приходилось тратить много сил и времени на создание подходящих красочных смесей.

Хотя работа и не была завершена, современники высоко оценили талант Леонардо. Эскизы обоих художников были представлены публике, и во Флоренцию хлынул поток путешественников со всей Европы, чтобы полюбоваться ими.

Вдохновившись увиденным, Рафаэль создал свои наброски, а скульптор Челлини назвал выставку «школой мира». Сегодня рисунки относят к наивысшим образцам искусства эпохи Возрождения.

«Работа над произведением искусства никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена». Леонардо да Винчи

Инсайт 10. Исследования Леонардо в области анатомии были забыты на несколько столетий.

Во Флоренции Леонардо продолжил изучение анатомии человека. Результаты его исследований были впечатляющими. Многие из них так и не изучены до сих пор!

Профессор анатомии университета в Павии предоставил Леонардо для работы около 20 человеческих трупов. Результатом это жуткой работы стала серия удивительно точных рисунков всех человеческих органов, мышц, костей.

Глубокое знание анатомии необходимо художнику, изображающему человеческое тело. Но интерес Леонардо был не только художественным. К каждому из 240 рисунков он составил сопровождающие тексты, в которых подробно изложил свои мысли о работе сердца, мозга, глаза и даже о развитии эмбриона, а также впервые описал симптомы атеросклероза.

До сих пор впечатляют его исследования сердца. В то время органом, связанным с кровеносной системой, считалась печень. Леонардо не только впервые признал важность сердца, но и смог понять принцип работы аортального клапана. Он проводил опыты с сердцем быка, наполняя его воском. По восковому образцу изготавливал стеклянную копию и наблюдал движение жидкости внутри.

Только по прошествии 450 лет современная наука действительно изучила движение тока крови в сердце и подтвердила гипотезу Леонардо.

Леонардо намного опередил своё время. Его рисунки и наблюдения могли бы принести большую пользу человечеству. Но они никогда не публиковались.

Удивительно, но и сегодня его исследования остаются актуальными.

«Мудрость есть дочь опыта». Леонардо да Винчи

Инсайт 11. Покровительство короля Франсуа I позволило Леонардо завершить последние три картины.

В 1507 году Леонардо вернулся в Милан. Теперь его интересовали воздух, вода и геология. Большую часть времени Леонардо посвящал наблюдениям за птицами, рыбами, а также занялся разработкой летательного аппарата.

Его покровителем стал король Франции Франсуа I. В возрасте 64 лет Леонардо впервые в жизни покинул Италию, чтобы стать придворным художником и инженером.

Франсуа очень высоко ценил Леонардо и называл его «самым выдающимся художником». Он щедро оплачивал Леонардо его работу, а тот впервые в жизни не зависел от заказов.

В 1517 году Леонардо посетил кардинал Луиджи Арагонский. Леонардо пожаловался, что не может работать в полную силу из-за паралича правой руки и скоро совсем не сможет писать. Но ему очень хотелось закончить три картины, которые все присутствующие сразу признали шедеврами.

Одна из них — «Иоанн Креститель». Из глубокой тени появляется изнеженная длинноволосая андрогинная фигура с поднятой к небесам правой рукой.

Вторая — «Святая Анна с Богородицей и младенцем Христом». Эта картина несколько уступает «Иоанну Крестителю» по выраженности чувств и эмоций.

Третья картина, сюжет которой Леонардо вынашивал в течение многих лет, стала самой известной картиной в истории.

«Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их». Леонардо да Винчи

Инсайт 12. «Мона Лиза» — вершина творчества Леонардо.

На протяжении всей жизни Леонардо стремился понять и разгадать тайны мира. Он не искал денег или славы, им двигало лишь природное любопытство.

Картины были способом познать человеческие эмоции и характеры. Леонардо передал внутренний мир своих героев с помощью простых жестов и мимики. Этот талант сделал его одним из величайших художников. Леонардо вдохнул жизнь в то, что было до сих пор статично и бесстрастно.

«Мона Лиза» по праву считается главным шедевром Леонардо. Это не просто портрет женщины. Знаменитый мастер любил прятать разную информацию в виде кодов и шифров на своих картинах. «Мона Лиза» — самая таинственная из всех.

Загадка Моны Лизы — в её улыбке. Её лицо выражает совершенно разные эмоции в зависимости от угла зрения. Если смотреть в глаза, уголки губ приподнимаются и появляется улыбка. Но если смотреть прямо на губы, улыбка исчезает.

Леонардо использовал свои исследования в области оптики и восприятия, чтобы создать эффект размытого изображения. Это противоречило традициям того времени и делало картину новаторской. Леонардо довёл технику сфумато до совершенства. Кроме того, он использовал в качестве основы свинцовые белила, которые отражали свет сквозь тончайшие слои красок. Эффект особенно заметен на лице Моны Лизы: она кажется совсем живой.

Уникальна и революционна для своего времени композиция картины. Река на заднем плане плавно переходит в шёлковый шарф модели, а размытый пейзаж словно сливается с её волосами. Мона Лиза представлена как единое целое с природой.

Картина отражает гуманистическую философию Леонардо, для которого неразрывная связь человека с природой всегда была постоянным источником вдохновения.

Леонардо был очень привязан к своей картине и не расставался с ней до самой смерти. Он умер 23 апреля 1519 года, через восемь дней после своего 67-летия.

«Кто не ценит жизнь, её не заслуживает». Леонардо да Винчи

Итог. Основная идея книги.

Леонардо да Винчи известен как гениальный художник, создатель нового направления в живописи эпохи Возрождения. Но круг его интересов был гораздо шире. Если бы все записи Леонардо были опубликованы при его жизни, развитие мира могло пойти совершенно по другому пути. Его исследования в области анатомии, архитектуры, инженерии и гидродинамики намного опередили своё время. Настоящих гениев в истории человечества было немного. Безусловно, Леонардо — один из них. Однако, в отличие от Альберта Эйнштейна или Стивена Хокинга, он не обладал сверхчеловеческим интеллектом, а был обычным человеком, только очень любознательным.

Леонардо да Винчи

Биография

Уолтер Айзексон

журналист, писатель

Биография

Автор публикации Roman Sergeev

Опубликовал всего 127 саммари

Комментировать:

Также вам может быть интересно

Ток

Биография

Alibaba

Биография

Deadline

Биография

Жажда

Биография

Подборки лучших саммари

Биографии великих людей

Как стать эффективным

Великие компании

Как научиться зарабатывать

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Войти на сайт